Шаблон бизнес-плана
«Утверждаю»
Генеральный директор ____ «_______»
_____________________ФИО
» «________________________ 20_ _ г.
(печать)
БИЗНЕС-ПЛАН
Название проекта
Настоящий документ является внутренним документом ________ и содержит конфиденциальную информацию, касающуюся бизнеса и текущего состояния ________. Вся информация, содержащаяся в настоящем документе, является собственностью ________. Передача данного документа какому-нибудь стороннему лицу неправомочна. Любое дублирование данного документа частично или полностью без предварительного разрешения ________строго запрещается.
Содержание
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
2. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА
3. АНАЛИЗ РЫНКА И ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТА
4. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
5. ОПИСАНИЕ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ (УСЛУГ)
6. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
8. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
9. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
10. ПРОГНОЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
11. ОПИСАНИЕ РИСКОВ
12. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Резюме проекта
Краткое описание проекта с указанием основных параметров.
• Цель и сущность проекта;
• Характеристика технического решения;
• География проекта;
• Сроки реализации проекта;
• Сумма инвестиций по проекту;
• Основные операционные и финансовые показатели эффективности проекта;
• Источники финансирования проекта;
• Бюджет проекта (планируемый год);
• Инициатор проекта.
2. Сведения об участниках проекта
В данном разделе приводятся сведения об участниках проекта:
2.1. Инициатор проекта
2.2. Компания, ответственная за реализацию проекта
2.2. Партнеры
2.3. Консультант по проекту
2.4. Юридическая структура проекта, включая:
• наименования компании, ответственной за реализацию проекта;
• местонахождения и юридического адреса;
• номинальной стоимости участия, доли в уставном капитале (%),
3. Анализ рынка и оценка целесообразности проекта
3.1. Анализ рынка и конкурентов
В данном разделе необходимо описать и четко сформулировать рыночный сектор/сегмент, то есть ту часть рынка, на которую ориентированы товары/продукция/работы/услуги. Описание рынка может быть представлено в свободной форме, при этом должны быть освещены следующие вопросы:
• Сектор/сегмент рынка;
• Группы потребителей и их предпочтения;
• Наличие конкурентов в сегменте/секторе рынка;
• Перспективы развития рынка.
Кроме того, необходимо привести экспертные оценки Инициатора проекта о перспективах выхода на рынок товаров/продукции/работ/услуг, которые предполагается поставлять, включая возможные объемы сбыта, и влияние их на уровень рыночных цен на эти товары/услуги.
В пункте «Сектор/сегмент рынка» необходимо дать краткую характеристику основных рынков и их сегментов, размера рынка, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, указываются ориентиры для цен.
Характеристика рынка и сегментов рынка содержит информацию о наименовании рынков и его сегментов, сведения о компаниях, работающих на данном рынке, в данном регионе. Здесь же сообщается о емкости рынка – максимально возможном объеме сбыта данной продукции/работ/услуг. При описании цен указывает как цены, существующие на рынке данной продукции (услуги), так и предполагаемую цену на свою продукцию.
В отношении конкурентов необходимо указать: кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги), основные преимущества продукции конкурентов, уровень цен на продукцию конкурентов, реклама продукции конкурентов. После анализа конкурирующей продукции делаются выводы о степени конкурентоспособности.
3.2. Риски проекта
Описываете всевозможные риски проекта.
4. Маркетинговый план
В данном разделе кратко описывается маркетинговый план – способы продвижения товаров, продукции, работ, услуг на рынке.
4.1. Рыночная стратегия
Необходимо описать принципы работы компании в выбранном сегменте рынка, предполагаемую долю рынка и способы ее расширения, возможные сценарии поведения в случае изменения объемов рынка и поведения конкурентов, перспективы работы на данном рынке.
Следует отобразить следующие аспекты рыночной стратегии:
• Политика ценообразования;
• Торговая политика;
• Реклама и продвижение продукции;
• Контрагенты.
При освещении принципов ценообразования, используемых в проекте, необходимо уделить внимание следующим направлениям:
• Использование ценовой политики для усиления рыночных позиций;
При описании торговой политики в рамках проекта следует отразить, каким образом компания предполагает продвигать на рынок свои товары/услуги. В частности, должны быть описаны условия гарантийного и сервисного сопровождения и т.д.
При описании планируемой рекламной политики следует указать, каким образом, с использованием каких ресурсов, с привлечением каких рекламных служб будет осуществляться продвижение продукции компании на рынок, и какие потребуются финансовые затраты. При представлении сведений следует описать информацию о планируемых каналах распространения рекламной и прочей информации о компании и его товарах /услугах в целях со-здания и развития имиджа компании и продвижения своей продукции. В отношении предполагаемых контрагентов указываются сведения об их опыте работы на данном рынке, их репутации, а также об опыте взаимоотношений с Инициатором и соучредителями.
4.2. План сбыта продукции
В данном разделе представляется план сбыта продукции, работ, услуг, который должен учитывать сезонность спроса на продукцию компании, технологические и логистические возможности компании, его поставщиков, подрядчиков, агентов и потребителей. План сбыта должен соотноситься с планом производства.
5. Описание конечной продукции / услуг
5.1. Краткое описание продукта (услуги)
5.2. Основные параметры
5.3. Требования к сертификации, лицензированию
6. Обоснование научно-технической реализуемости
6.1. Данные по созданию опытных образцов продукции, возможности их серийного производства
6.2. Перечень необходимых условий для серийного производства (лицензии, новые материалы, уникальные производственные установки, уникальное оборудование и инструментарий)
6.3. Обоснование экологической безопасности проекта
6.4. Сравнение технических характеристик продукции с аналогами, существующими на рынке, или аналогами, которые могут появиться в те же сроки, что и продукция проекта.
7. Организационный план
7.1. Должны быть представлены организационные схемы по всем основным этапам реализа-ции проекта
7.2. Описан состав кооперации и роль каждого участника
8. Производственный план
Производственный план должен содержать:
• Описание производственного процесса;
• Описание технического решения по проекту;
• Наличие производственных мощностей и производственной и торговой инфраструк-туры;
• Источники поставок сырья, материалов, оборудования;
• Обеспеченность трудовыми ресурсами;
• Планируемая производственная программа.
9. Инвестиционный план
1. План-график реализации проекта;
2. Направление инвестиционных вложений;
3. Источники финансирования
В разделе указывается информация об источниках финансирования проекта.
По заемным источникам финансирования указываются: условия выделения средств (срок, размер годовой платы за пользование средствами, способ финансирования, форма обеспечения возврата средств/залог, залогодатель и прочие) в соответствии с установленной стоимостью финансовых ресурсов, текущей рыночной конъюнктурой.
В случае, если поступление финансовых средств осуществляются в виде вложений в акционерный капитал, то необходимо предоставить информацию по взносу каждого участника.
10. Прогноз финансовых результатов проекта
В данном разделе приводятся предположения (нормативы) для формирования доходной и расходной части проекта, основные операционные и финансовые показатели проекта и его эффективности.
10.1. Описание доходной части проекта по основным статьям
Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Виды дохода
10.2. Описание прямых и операционных расходов по основным статьям
Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Прямые расходы
Операционные расходы
10.3. Расшифровка капитальных затрат
Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
10.4. Показатели операционной эффективности
Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Наименование показателя
10.5. Финансовые результаты (прибыли-убытки)
10.6. Денежный поток проекта
10.7. Показатели эффективности
Наименование. Значение по проекту.
NPV ($)
IRR (%)
Срок окупаемости проекта
10.8. Анализ чувствительности проекта.
11. ОПИСАНИЕ РИСКОВ
11.1. Описание рисков
11.2. Мероприятия по их минимизации
12. Приложения
Указываете список приложений к вашему бизнес-плану.
______
Возможно, вам будет интересно:
• Как составить бизнес-план самому
• Готовый пример бизнес-плана салона красоты с расчетами
• Как начать бизнес
• Бизнес-планы